Закон Ивановской области от 30.04.2008 № 19-ОЗ "О местном референдуме"

30 апреля 2008 года N 19-ОЗ


 


 


ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


 


О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ


 


Принят


Ивановской областной Думой


10 апреля 2008 года


 


(в ред. Закона Ивановской области


от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


 


Настоящий Закон принят в соответствии со статьями 3, 32 и 130 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (далее - Федеральным законом), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ) в целях обеспечения реализации права граждан на участие в местном референдуме (далее также - референдуме).


 


Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 


Статья 1. Правовые основы референдума в Ивановской области


 


1. Порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, иными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ивановской области, настоящим Законом, иными законами Ивановской области, уставом муниципального образования.


2. В случае принятия в период кампании референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующего референдума, указанный закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.


3. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Ивановской области.


4. Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют комиссии референдума, установленные Федеральным законом, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Законом Ивановской области "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", уставом муниципального образования.


 


Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе


 


1. Местный референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования, в целях решения вопросов местного значения, осуществляемого посредством голосования.


2. В настоящем Законе используются основные понятия и термины в значениях, определенных статьей 2 Федерального закона, а также статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, настоящим Законом.


 


Статья 3. Принципы проведения референдума


 


1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории округа референдума, участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.


2. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном настоящим Законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.


(в ред. Закона Ивановской области от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.


4. Референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.


5. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.


 


Статья 4. Округ референдума


 


Референдум проводится по единому округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования.


 


Статья 5. Вопросы референдума


 


1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.


2. Уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.


3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.


4. Вопросы референдума не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Ивановской области и законам Ивановской области, уставу муниципального образования.


5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.


6. В соответствии с Федеральным законом на референдум не могут быть вынесены вопросы:


а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;


б) о персональном составе органов местного самоуправления;


в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;


г) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;


д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.


7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.


 


Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума


 


1. Референдум не назначается и не проводится в случаях, установленных статьей 13 Федерального закона.


2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится.


 


Глава 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА,


ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ, НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА


 


Статья 7. Инициатива проведения референдума


 


1. Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.


2. Для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан в количественном составе не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме.


Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне муниципального образования или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.


3. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о ее регистрации в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума муниципального образования.


4. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта вопрос должен начинаться словами "Поддерживаете ли Вы принятие", после которых должно идти название проекта нормативного правового акта. При этом инициативная группа прилагает к ходатайству текст выносимого на референдум проекта нормативного правового акта.


К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума и определены уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, в том числе по финансовым вопросам.


5. В случае, если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, к ходатайству инициативной группы прилагаются следующие документы:


1) копия решения руководящего органа об инициативе проведения референдума, заверенная надлежащим образом;


2) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении, ином общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц;


3) нотариально удостоверенная копия действующего устава избирательного объединения, иного общественного объединения;


4) список членов руководящего органа избирательного объединения, иного общественного объединения, его регионального отделения или иного структурного подразделения.


6. С инициативой проведения референдума, выдвинутой совместно, могут выступить представительный орган муниципального образования и глава местной администрации. Порядок принятия и оформления решения о совместном выдвижении инициативы представительного органа муниципального образования и главы местной администрации определяется уставом муниципального образования и (или) иным муниципальным правовым актом. При выдвижении инициативы проведения референдума субъектами, указанными в настоящем пункте, сбор подписей участников референдума не проводится. Избирательная комиссия муниципального образования начинает действовать в качестве комиссии референдума муниципального образования после назначения референдума в порядке, установленном пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.


7. В случае выдвижения инициативы проведения референдума в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, может быть образована инициативная группа референдума в поддержку проведения референдума и принятия соответствующего решения участниками референдума. Деятельность указанной инициативной группы не может осуществляться за счет местного бюджета.


 


Статья 8. Регистрация инициативной группы


 


1. Комиссия референдума муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:


- в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Ивановской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования;


- в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.


2. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.


3. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, указанный в пункте 2 настоящей статьи, отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия референдума муниципального образования осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона.


4. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Ивановской области и которое выдается инициативной группе, действительно в период кампании референдума.


5. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, указанный в пункте 2 настоящей статьи, не отвечает требованиям статьи 5 настоящего Закона, комиссия референдума муниципального образования отказывает в регистрации инициативной группе.


6. В случае отказа инициативной группе в регистрации ей выдается постановление комиссии референдума муниципального образования, в котором указываются основания отказа.


7. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Ивановской области, настоящего Закона, иных законов Ивановской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона.


 


Статья 9. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума


 


1. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума, составляет 2 процента от числа участников местного референдума, но не может быть менее 25 подписей.


2. Подписи могут собираться не ранее дня, следующего за днем регистрации инициативной группы. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего фонда референдума.


3. Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума составляет 20 дней.


4. Подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.


5. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц.


6. Подписные листы для сбора подписей по проведению референдума изготавливаются печатным способом по форме, установленной в приложении к настоящему Закону.


7. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, проводящее сбор подписей, должно представить для ознакомления участнику референдума по первому его требованию текст указанного проекта.


Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, его заменяющем. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.


Подписной лист заверяется собственноручной подписью лица, собирающего подписи участников референдума, с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет - числа и месяца рождения), адреса места жительства, серии и номера (номера), даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования и (или) кода выдавшего его органа и даты ее внесения, а также собственноручной подписью уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума.


8. После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает число собранных подписей участников референдума, обладающих правом на участие в референдуме, о чем составляется протокол инициативной группы, который подписывается уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. Форма указанного протокола устанавливается избирательной комиссией Ивановской области.


9. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, протокол об итогах сбора подписей участников референдума, первый финансовый отчет инициативной группы передаются в комиссию референдума муниципального образования не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей.


10. Если инициативной группой по проведению референдума до 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, в комиссию референдума муниципального образования не представлены подписные листы, протокол об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, первый финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума, комиссия референдума муниципального образования принимает решение о прекращении процедур по реализации инициативы проведения референдума.


 


Статья 10. Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей


 


1. Комиссия референдума муниципального образования в течение 10 дней со дня приема подписных листов проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и их подписей, а также соблюдение инициативной группой порядка финансирования своей деятельности.


2. Для проверки соблюдения порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей комиссия референдума муниципального образования может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии референдума муниципального образования, работников ее аппарата, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться эксперты государственных и иных органов и учреждений. Заключения и исследования экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными сведений об участниках референдума, содержащихся в подписных листах, и их подписей.


3. Проверке подлежат все представленные подписи.


4. Комиссия референдума муниципального образования может принять решение о проверке части подписных листов, но не менее 20 процентов, определенной посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жеребьевки) определяется комиссией референдума муниципального образования. При проведении случайной выборки (жеребьевки) и при проверке подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы. Случайная выборка (жеребьевка) проводится не позднее дня, следующего за днем выдачи в письменной форме подтверждения о приеме подписных листов.


5. О времени проведения проверки подписных листов комиссия референдума муниципального образования обязана сообщить уполномоченному представителю инициативной группы. Проверке подлежат все подписи участников референдума и соответствующие им сведения об участниках референдума, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.


6. Каждый член рабочей группы составляет ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными, с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.


7. По результатам проверки, указанной в пунктах 4 - 6 настоящей статьи, подпись участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.


8. Основанием для признания подписей недействительными являются:


1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, в том числе лиц, не достигших возраста 18 лет на момент внесения подписи в подписной лист;


2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа миграционной службы, сведений, полученных с использованием государственной автоматизированной системы "Выборы" и подписанных соответствующим должностным лицом, либо заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;


3) подписи участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;


4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;


5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума;


6) подписи участников референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;


7) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;


8) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих заверяющих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;


9) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня оплаты изготовления подписных листов либо после окончания срока сбора подписей;


10) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона;


11) все подписи участников референдума в подписном листе, в который номер регистрационного свидетельства внесен после изготовления подписного листа;


12) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с нарушением иных требований, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом.


9. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же участника референдума в поддержку одной и той же инициативы, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.


10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям, предусмотренным настоящим Законом, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 8, 11 и 12 пункта 8 настоящей статьи.


11. При обнаружении среди проверяемых подписей десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия референдума муниципального образования принимает решение об отказе в проведении референдума.


12. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом комиссии референдума муниципального образования с правом решающего голоса и представляется на рассмотрение комиссии референдума муниципального образования для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Протокол прилагается к решению комиссии референдума муниципального образования. Внесение изменений в протокол после принятия комиссией референдума муниципального образования решения не допускается. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии референдума муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в комиссии референдума муниципального образования одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.


 


Статья 11. Принятие комиссией референдума муниципального образования решения о результатах выдвижения инициативы проведения референдума


 


1. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона, устава муниципального образования комиссия референдума муниципального образования в течение 15 дней со дня представления инициативной группой подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении референдума. Копия постановления комиссии референдума направляется также инициативной группе по проведению референдума.


2. В случае отказа в проведении референдума комиссия референдума муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию решения комиссии референдума с изложением оснований отказа.


3. В случае принятия комиссией референдума муниципального образования решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.


4. Основаниями отказа в проведении референдума являются:


а) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;


б) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;


в) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа назначения референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;


г) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием отказа в проведении референдума;


д) использование инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств собственного фонда референдума иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;


е) превышение инициативной группой по проведению референдума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на 5 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;


ж) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой по проведению референдума ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона;


з) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;


и) исключен. - Закон Ивановской области от 31.12.2008 N 183-ОЗ.


 


Статья 12. Назначение референдума


 


1. Назначение и проведение референдума обязательно, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения референдума и ее реализации, установленные Федеральным законом, настоящим Законом, уставом муниципального образования.


2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.


3. Референдум назначается в соответствии с Федеральным законом, Уставом (Основным Законом) Ивановской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается референдум. В случае выдвижения инициативы проведения референдума, выдвинутой в соответствии с пунктом 6 статьи 7 настоящего Закона, референдум назначается представительным органом в течение 30 дней со дня выдвижения данной инициативы.


В случае отсутствия представительного органа муниципального образования или непринятия им решения в установленный срок референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Ивановской области, избирательной комиссии Ивановской области или прокурора. Назначенный судом референдум организуется комиссией референдума муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется Правительством Ивановской области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения референдума.


4. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не менее чем за 45 дней до дня голосования.


5. В соответствии с настоящим Законом, уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено представительным органом муниципального образования на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме.


6. Решение о назначении референдума, а также о перенесении дня голосования на местном референдуме в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.


 


Глава 3. СТАТУС ИНЫХ ГРУПП УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА


 


Статья 13. Создание иных групп участников референдума


 


1. После регистрации инициативной группы или выдвижения инициативы в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 7 настоящего Закона, каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, руководящий орган избирательного объединения, иного общественного объединения, зарегистрированных в соответствии с федеральным законом не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с соответствующей инициативой о проведении местного референдума, вправе принять решение о создании иной группы участников референдума, а также о своей деятельности в качестве иной группы участников референдума.


(в ред. Закона Ивановской области от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


2. После принятия решения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не позднее чем за 40 дней до дня голосования иная группа участников референдума обращается в комиссию референдума муниципального образования с ходатайством о регистрации группы, оформленным в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 7 настоящего Закона.


3. Комиссия референдума муниципального образования в течение пяти дней со дня поступления ходатайства, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:


1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Закона - о регистрации указанной группы;


2) в противном случае - об отказе в регистрации.


4. В случае отказа в регистрации иной группы участников референдума комиссия референдума муниципального образования обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю указанной группы копию решения комиссии референдума с изложением оснований отказа.


5. Основанием отказа иной группе участников референдума в регистрации может быть только нарушение указанной группой требований пунктов 4, 5 статьи 7 настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.


6. Инициативная группа и иные группы участников референдума имеют равные права и несут равные обязанности, если иное не предусмотрено Федеральным законом и настоящим Законом. Регистрационное свидетельство иной группы участников референдума, форма которого утверждается избирательной комиссией Ивановской области, действительно в период кампании референдума.


 


Статья 14. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением


 


Ограничения, связанные с должностным или служебным положением, устанавливаются статьей 40 Федерального закона.


 


Глава 4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА


 


Статья 15. Информационное обеспечение референдума


 


1. Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности референдума.


2. Информирование участников референдума, в том числе опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумом, осуществляется в соответствии с Федеральным законом.


3. Ограничения при проведении агитации по вопросам референдума устанавливаются Федеральным законом.


 


Статья 16. Опубликование текста проекта нормативного правового акта, вынесенного на референдум


 


1. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта комиссия референдума муниципального образования не позднее чем через 10 дней после опубликования решения о назначении референдума публикует текст проекта нормативного правового акта в официальном издании.


2. Каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст проекта нормативного правового акта в комиссии референдума. Обязанность изготовления и распространения указанного текста возлагается на инициативную группу. Оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума.


 


Статья 17. Условия проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио


 


1. Бесплатное эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется на равных условиях после официального опубликования решения о назначении референдума только инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений, указанных в пункте 2 статьи 7 и пункте 1 статьи 13 настоящего Закона, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Ивановской областной Думе и (или) представительном органе муниципального образования.


2. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (с учетом положения пункта 1 настоящей статьи) для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий.


3. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии не позднее пяти дней до его проведения. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается.


Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума, отказавшейся участвовать в указанном мероприятии.


4. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а при проведении повторного голосования - не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования комиссия референдума муниципального образования с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания проводит жеребьевку в целях распределения бесплатного и платного эфирного времени между инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, подавшими заявку на участие в жеребьевке, в результате которой определяются даты и время выхода в эфир агитационных материалов.


5. Иные условия и порядок проведения агитации по вопросам референдума на телевидении и радио регулируются Федеральным законом.


 


Статья 18. Условия проведения агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях


 


1. При проведении референдума редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории муниципального образования, нескольких муниципальных образований и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых инициативной группе, иной группе участников референдума по проведению референдума. Перечень этих печатных изданий публикуется комиссией референдума муниципального образования в соответствии со статьей 47 Федерального закона.


Общий еженедельный объем бесплатной печатной площади, которую каждая из редакций муниципальных периодических печатных изданий предоставляет инициативной группе, иной группе участников референдума, составляет не менее пяти процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.


2. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения агитации по вопросам референдума за плату. Общий объем резервируемой печатной площади составляет 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания.


3. Не позднее чем за 30 дней до дня голосования, а при проведении повторного голосования - не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования комиссия референдума муниципального образования с участием представителей соответствующих редакций муниципальных периодических печатных изданий проводит жеребьевку в целях распределения бесплатной и платной печатной площади между инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума, подавшими заявку на участие в жеребьевке, в результате которой определяются даты и место размещения агитационных материалов.


4. Если инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума после проведения жеребьевки откажется от использования печатной площади, она обязана не позднее чем за 5 дней до дня публикации сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению, за исключением целей агитации по вопросам референдума.


5. Иные условия и порядок проведения агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях регулируются Федеральным законом.


 


Статья 19. Условия проведения агитации посредством агитационных публичных мероприятий


 


1. Условия проведения агитации посредством агитационных публичных мероприятий определяются Федеральным законом.


2. По заявке инициативной группы, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное комиссией референдума муниципального образования, представителям инициативной группы и иной группы участников референдума для встреч с участниками референдума. Указанные заявки рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение 3 дней со дня их подачи.


3. Комиссия референдума муниципального образования обязана обеспечить равные условия проведения указанных в настоящей статье мероприятий для инициативной группы и иных групп участников референдума.


 


Статья 20. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов


 


1. Сведения о размере и других условиях оплаты работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о регистрации инициативной группы и в тот же срок представлены в комиссию референдума муниципального образования. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.


2. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены инициативной группой и иной группой участников референдума в комиссию референдума муниципального образования.


3. Органы местного самоуправления по предложению комиссии референдума муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией.


 


Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕФЕРЕНДУМА


 


Статья 21. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума


 


1. Расходы на подготовку и проведение референдума осуществляются за счет средств, предусмотренных на указанные цели в местном бюджете, если федеральными законами, законами Ивановской области не предусмотрено иное. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в местном бюджете на подготовку и проведение референдума, является комиссия референдума муниципального образования, финансирование которой в объеме средств, необходимых для подготовки и проведения референдума, осуществляется в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении референдума.


2. За счет средств, выделенных комиссии референдума муниципального образования из местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении референдума производятся только расходы комиссии референдума муниципального образования, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. Средства на указанные цели предусматриваются для избирательной комиссии муниципального образования в нормативном правовом акте органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и выделяются в десятидневный срок со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума.


3. Комиссии референдума представляют финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, в следующем порядке и следующие сроки:


- участковые комиссии референдума представляют финансовые отчеты с приложением всех первичных документов комиссии референдума муниципального образования не позднее чем через 10 дней после дня голосования;


- комиссия референдума муниципального образования представляет финансовые отчеты представительному органу местного самоуправления, редакциям муниципальных периодических изданий через три месяца со дня официального опубликования общих результатов референдума.


4. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета муниципального образования комиссии референдума на подготовку и проведение референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов и участников референдума и обеспечение деятельности комиссий референдума, устанавливается избирательной комиссией Ивановской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Ивановской области. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.


 


Статья 22. Фонды референдума


 


1. Инициативная группа, иные группы участников референдума обязаны создать собственные фонды для финансирования своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме. В случае, если численность участников референдума не превышает тысячи, создание фонда референдума инициативной группой референдума, иной группой участников референдума необязательно при условии, если она не производит финансирование подготовки и проведения референдума. В этом случае уполномоченный представитель иной группы участников референдума в письменной форме уведомляет комиссию референдума муниципального образования об указанных обстоятельствах.


(в ред. Закона Ивановской области от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


2. Инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума в случае создания собственного фонда референдума обязаны назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам.


3. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым вопросам производится комиссией референдума муниципального образования на основании соответствующего решения инициативной группы или иной группы участников референдума при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. В данном решении инициативной группы или иной группы участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), его полномочия, в том числе право подписи финансовых документов и образец печати для финансовых документов (в случае ее наличия).


(в ред. Закона Ивановской области от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


4. Комиссия референдума муниципального образования при соответствии представленных ей документов требованиям настоящего Закона принимает решение о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам и выдает ему удостоверение по форме, установленной комиссией референдума муниципального образования.


5. Инициативная группа, иная группа участников референдума вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и направив в комиссию референдума муниципального образования и в уполномоченный филиал Сберегательного банка Российской Федерации копию решения, принятого в том же порядке, что и при назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Инициативная группа, иная группа участников референдума обязана не позднее чем через два дня после принятия решения о прекращении полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам назначить нового уполномоченного представителя по финансовым вопросам в соответствии с пунктами 2, 3 настоящей статьи.


6. Все денежные средства, образующие фонд референдума, перечисляются на специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения комиссии референдума муниципального образования инициативной группой, иной группой участников референдума в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в других кредитных организациях, расположенных на территории проведения референдума.


7. Порядок открытия, ведения и закрытия специальных счетов фонда референдума устанавливается избирательной комиссией Ивановской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Ивановской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фондов референдума и расходовании этих средств устанавливаются избирательной комиссией Ивановской области.


8. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований пунктов 7 и 8 статьи 58 Федерального закона, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящим Законом максимальный размер такого пожертвования, оно подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящим Законом максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата в течение десяти дней после внесения пожертвования. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход местного бюджета в течение десяти дней после внесения пожертвования.


9. Инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов референдума обязаны представить в комиссию референдума муниципального образования итоговый финансовый отчет о размере своего фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего фонда референдума. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств фонда референдума. В случае прекращения процедур по реализации инициативы проведения референдума итоговый финансовый отчет представляется не позднее чем через 30 дней со дня их прекращения.


(в ред. Закона Ивановской области от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


10. Копии финансовых отчетов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссией референдума муниципального образования в редакции средств массовой информации для опубликования.


 


Статья 23. Источники формирования фонда референдума и предельный размер расходования средств фонда референдума


 


1. Фонды референдума могут создаваться за счет:


1) собственных средств членов инициативной группы, иной группы участников референдума, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума;


2) средств, выделенных избирательным объединением, иным общественным объединением, выдвинувшим инициативу проведения референдума, которые не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума;


3) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 20 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума для каждого гражданина;


4) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств фонда референдума для каждого юридического лица.


2. Предельная сумма всех расходов из средств фонда референдума не может превышать 1000000 рублей.


 


Статья 24. Сведения, подлежащие обязательному опубликованию


 


1. Комиссия референдума муниципального образования после официального опубликования решения о назначении референдума до дня голосования не реже одного раза в две недели направляет в редакции средств массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума. Редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссией референдума муниципального образования для опубликования, в течение трех дней со дня получения.


2. Опубликованию подлежат сведения:


1) о финансовой операции по расходованию средств фонда референдума в случае, если ее размер превышает 25 тысяч рублей;


2) о юридических лицах, внесших в фонд референдума добровольные пожертвования на сумму, превышающую 50 тысяч рублей;


3) о количестве граждан, внесших в фонд референдума добровольные пожертвования на сумму, превышающую 10 тысяч рублей;


4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об основаниях возврата;


5) об общей сумме средств, поступивших на специальный счет фонда референдума и об общей сумме израсходованных средств.


 


Глава 6. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ


ГОЛОСОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ


 


Статья 25. Бюллетень для голосования


 


1. Для участия в голосовании на референдуме участник референдума получает бюллетень.


2. Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению комиссии референдума муниципального образования и являются документами строгой отчетности.


3. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией референдума муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В случае проведения повторного голосования форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются комиссией референдума муниципального образования одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.


4. В бюллетене для голосования точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного правового акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного правового акта.


5. Комиссия референдума муниципального образования передает бюллетени по акту участковым комиссиям в срок, установленный комиссией референдума муниципального образования, но не позднее чем за один день до дня голосования.


 


Статья 26. Порядок голосования


 


1. Голосование, в том числе досрочное голосование и голосование вне помещения для голосования, проводится в порядке, установленном Федеральным законом и настоящей статьей.


2. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени.


3. О времени и месте голосования участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Одновременно участковые комиссии оповещают о возможности досрочного голосования в комиссии референдума муниципального образования и соответствующей участковой комиссии в сроки, установленные Федеральным законом.


 


Статья 27. Протокол участковой комиссии об итогах голосования


 


1. Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума.


2. Протокол участковой комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:


а) номер экземпляра;


б) слова "местный референдум" с указанием наименования муниципального образования, дату голосования;


в) слово "Протокол";


г) адрес помещения для голосования с указанием номера участка референдума;


д) строки протокола в следующей последовательности:


строка 1: число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;


строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;


строка 3: число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении комиссии референдума муниципального образования;


строка 5: число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;


строка 6: число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;


строка 7: число погашенных бюллетеней;


строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;


строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;


строка 10: число недействительных бюллетеней;


строка 11: число действительных бюллетеней;


строка 12: число голосов участников референдума, поданных за вопрос референдума;


строка 13: число голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума.


Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:


строка 11а: число утраченных бюллетеней;


строка 11б: число бюллетеней, не учтенных при получении;


е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;


ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;


з) дату и время подписания протокола;


и) печать участковой комиссии.


3. В случае внесения на референдум двух и более вопросов в строку 12 и последующие строки протокола участковой комиссии об итогах голосования вносится число голосов участников референдума, поданных за каждый вопрос референдума.


4. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.


 


Статья 28. Порядок подсчета голосов участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями


 


1. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.


2. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией.


3. Перед непосредственным подсчетом голосов участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:


а) число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа участников референдума, выбывших с территории участка референдума);


б) число бюллетеней, выданных участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей участников референдума в списке участников референдума);


в) число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума);


г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших участников референдума).


4. После внесения указанных в пункте 3 настоящей статьи данных каждая страница списка участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:


а) в строку 1 - число участников референдума, внесенных в список участников референдума на момент окончания голосования;


б) в строки 3 и 4 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим досрочно;


в) в строку 5 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;


г) в строку 6 - число бюллетеней, выданных участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.


После этого со списком участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.


5. Дальнейшая работа со списком участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 12 статьи 28 настоящего Закона. Список участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.


6. После вскрытия переносных ящиков число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.


7. После вскрытия стационарных ящиков члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.


8. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число вопросов, размещенных в бюллетене. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.


9. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.


10. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных бюллетеней.


11. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.


12. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11а и 11б протокола. Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11а и 11б протокола проставляется цифра "0".


13. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в соответствии с Федеральным законом в обязательном порядке проводит итоговое заседание, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Порядок подписания протокола об итогах голосования, выдачи заверенных копий протокола, направления первого экземпляра протокола в комиссию референдума муниципального образования определяется Федеральным законом.


14. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной законом документацией референдума, включая бюллетени, список участников референдума, а также печать участковой комиссии передаются в комиссию референдума муниципального образования для хранения.


 


Статья 29. Установление итогов голосования комиссией референдума муниципального образования


 


1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых комиссий об итогах голосования, комиссия референдума муниципального образования после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем через 5 дней после дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных определяет итоги голосования на территории муниципального образования в соответствии со статьями 69 и 70 Федерального закона.


О результатах референдума составляется в двух экземплярах протокол, который подписывается всеми присутствующими членами комиссии референдума муниципального образования с правом решающего голоса.


2. Комиссия референдума муниципального образования составляет протокол о результатах референдума, в который вносятся следующие данные:


1) число участковых комиссий;


2) число протоколов участковых комиссий об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;


3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования;


4) число голосов участников референдума, поданных за вопрос референдума;


5) число голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума.


3. В случае вынесения на референдум двух и более вопросов данные, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, вносятся в составленный комиссией референдума муниципального образования протокол о результатах референдума последовательно по каждому вопросу.


4. К протоколу приобщается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов участковых комиссий.


5. Референдум признается комиссией референдума муниципального образования несостоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Комиссия референдума муниципального образования признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.


6. Комиссия референдума муниципального образования признает итоги голосования, результаты референдума недействительными в случаях, предусмотренных Федеральным законом.


7. Член комиссии референдума муниципального образования с правом решающего голоса, не согласный с протоколом о результатах референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе высказать свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также приобщаются поступившие в комиссию референдума муниципального образования в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления протокола о результатах референдума, жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.


8. Заверенные копии протокола о результатах референдума и сводной таблицы предоставляются всем членам комиссии референдума муниципального образования, членам и уполномоченным представителям инициативной группы, иной группы участников референдума, присутствовавшим при определении результатов референдума, а также представителям средств массовой информации.


9. Если после подписания протокола о результатах референдума и (или) сводной таблицы комиссия референдума муниципального образования выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку при суммировании данных протоколов участковых комиссий), указанная комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Комиссия референдума муниципального образования, информируя о проведении указанного заседания, обязана сообщить, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении комиссия референдума муниципального образования в обязательном порядке информирует членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 8 настоящей статьи, и наблюдателей, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации.


10. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, поступивших из участковых комиссий, или возникновении сомнений в правильности их составления комиссия референдума муниципального образования вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Законом сроков определения результатов референдума.


11. В случае, указанном в пункте 10 настоящей статьи, повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) комиссии референдума муниципального образования с правом решающего голоса участковой комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке комиссией референдума муниципального образования. Комиссия референдума муниципального образования, проводящая повторный подсчет голосов участников референдума, извещает об этом членов соответствующей комиссии, уполномоченных представителей инициативной группы, иной группы участников референдума, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Ранее представленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов участников референдума. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.


12. На основании протокола о результатах референдума комиссия референдума муниципального образования принимает решение о результатах референдума. В случае, если референдум признан состоявшимся, результаты референдума - действительными, решение - принятым на референдуме, в решении комиссии референдума муниципального образования о результатах референдума приводится вопрос (приводятся вопросы), принятый (принятые) на референдуме.


13. Документация участковых комиссий, комиссии референдума муниципального образования подлежит хранению в течение сроков, установленных настоящим Законом, иным законом Ивановской области. При этом подписные листы с подписями участников референдума, бюллетени и списки участников референдума хранятся один год со дня опубликования итогов голосования; протоколы об итогах голосования, сводные таблицы об итогах голосования и другие документы постоянного срока хранения в соответствии с утвержденным перечнем - пять лет со дня опубликования итогов голосования, после чего они передаются в соответствующий муниципальный архив. Ответственность за сохранность документации референдума возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии референдума до передачи документации в комиссию референдума муниципального образования либо в соответствующий архив.


14. Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документации комиссий референдума всех уровней утверждается избирательной комиссией Ивановской области по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Ивановской области в сфере архивного дела.


 


Статья 30. Опубликование результатов референдума


 


1. Итоги голосования по каждому участку референдума по всей территории муниципального образования, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах комиссии референдума муниципального образования и участковых комиссий, предоставляются для ознакомления участникам референдума, уполномоченным представителям инициативных групп, иных групп участников референдума, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных осуществляет комиссия референдума муниципального образования.


2. Комиссия референдума муниципального образования, определяющая результаты референдума, направляет общие данные о результатах референдума в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов референдума.


3. Официальное опубликование результатов референдума, а также данных о количестве голосов участников референдума, поданных по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), осуществляется комиссией референдума муниципального образования не позднее одного месяца со дня голосования.


4. Нормативный правовой акт, принятый на референдуме, вступает в силу в соответствии с уставом муниципального образования после официального опубликования результатов референдума.


5. Комиссия референдума муниципального образования публикует данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования и результатах референдума, на основании которых определялись результаты референдума в комиссии референдума муниципального образования. Официальное опубликование полных данных о результатах референдума осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.


 


Статья 31. Повторное голосование


 


1. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия референдума муниципального образования назначает повторное голосование на референдуме.


2. Повторное голосование на референдуме проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения о признании результатов референдума недействительными.


 


Статья 32. Использование государственной автоматизированной информационной системы при проведении референдума


 


При подготовке и проведении референдума, а также для осуществления иных полномочий комиссий референдума по обеспечению прав граждан Российской Федерации на участие в референдуме может использоваться ГАС "Выборы" в порядке, предусмотренном Федеральным законом, иными федеральными законами.


 


Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


 


Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона


 


Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.


 


Губернатор Ивановской области


М.А.МЕНЬ


г. Иваново


30 апреля 2008 года


N 19-ОЗ


 


 


 


 


 


Приложение 1


к Закону


Ивановской области


от 30.04.2008 N 19-ОЗ


 


(в ред. Закона Ивановской области


от 31.12.2008 N 183-ОЗ)


 


                              Подписной лист


 


               (название местного референдума на территории


                      муниципального образования)


 


    Регистрационное  свидетельство N ____ выдано "____" ________ 20___ года


комиссией референдума муниципального образования.


    По вопросу


___________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________.


   (формулировка вопроса (вопросов), наименование проекта нормативного


        правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум)


 


    Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем  вынесение  на местный референдум


(муниципального  образования)  вышеназванного вопроса (проекта нормативного


правового акта)


 

































N
п/п



Фамилия, имя,
отчество  



Год рождения
(в возрасте
18 лет -  
число и месяц
рождения) 



Адрес места
жительства,
указанный в
паспорте или
документе,
заменяющем
паспорт  
гражданина



Серия и 
номер  
(номер) 
паспорта 
или   
заменяющего
его   
документа



Подпись



Дата 
внесения
подписи



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 



 


    Подписной лист удостоверяю:


___________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________


___________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________.


     (Фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - число


      и месяц рождения) гражданина Российской Федерации, собиравшего


          подписи, адрес места жительства, серия и номер (номер),


    дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,


              наименование и (или) код выдавшего его органа,


             его собственноручная подпись и дата ее внесения)


 


    Уполномоченный   представитель   инициативной   группы   по  проведению


референдума


___________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________.


           (Фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя


              инициативной группы по проведению референдума)


 


______________________


   (подпись и дата)


 


 


 


 


 


Приложение 2


к Закону


Ивановской области


от 30.04.2008 N 19-ОЗ


 


КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ


ДАННЫХ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОТОКОЛ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ


 


(числами обозначены строки протокола, пронумерованные


в соответствии со статьей 27 настоящего Закона)


 


1 больше или равно 3 + 5 + 6


2 равно 3 - 4 + 5 + 6 + 7


8 + 9 равно 10 + 11


11 равно 12 + все последующие строки протокола